Форум » История » КАКИМИ БЫЛИ ДРЕВНЕРУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ » Ответить

КАКИМИ БЫЛИ ДРЕВНЕРУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ

Мери: КАКИМИ БЫЛИ ДРЕВНЕРУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ? Уже с первых страниц древнейшей русской летописи - "Повести Временных Лет", - посвященных эпохе складывания древнерусского государства, перед нами встает яркий образ мудрой русской женщины - княгини Ольги, ставшей в 945 году правительницей Русской земли. Обычай кровной мести, пережитки которой еще не были изжиты, заставил княгиню наказать убийц её мужа. Об этом в форме легенды и рассказывает летопись. Годы княжения Ольги умнолжили богатство и силу её государства. Огромные оброки и дань шли в Киев, в княжескую казну, а сама русская княгиня, по свидетельству летописца, имела значительные "личные" земельные угодья, целый город Вышгород. Кстати, владение недвижимым имуществом было в древней Руси правом не только женщин, которые принадлежали к элите - княжескому роду. Если в раннегосударственную эпоху женщины (вне зависимости от их социального и семейного положения) имели весьма скромные имущественные и собственнические права, то уже в ХI-ХII веках (а это известно по различным законодательным актам) есть намало примеров того, как женщины самостоятельно распоряжались своим приданым, а в случае вдовства - некоторой частью, "выделом" из имущества семьи. Новгородские берестяные грамоты дают нам массу житейских ситуаций, рисующих осведомленность русских женщин ХI-ХIII веков в нормах тогдашнего ростовщичества и тонкостях торговых сделок. Например, денежные средства богатой новгородки Полюжей Городщиницы или княгини Марии Мстиславовны (жены великого князя Всеволода) были столь значительны, что позволяли им активно субсидировать строительство огромных церквей и храмов. Незадолго до ордынского нашествия на русские земли имущественное положение и социальные праава женщин привилегированного сословия еще более расширились, среди них появились крупные землевладелицы. В уникальном граффити Софии Киевской конца XII века упомянута княгиня Всеволожская как покупательница "земли Бояновой всей". Под 1288 годом в летописи сказано о получении земельного наследства другой княгиней _ Ольгою, женою князя Владимира Васильевича. Представительницы древнерусской знати, княгини и боярыни, свободно продавали, обменивали, покупали земельные угодья, получали и передавали их по наследству, дарили как приданое дочерям. Вступив в права владения каким-либо земельным участком, земельные собственницы сами объезжали свои уделы,назначали наместников, следили за деятельностью вотчинной администрации (так называемого Большого двора). Бесспорно, все эти деловые качества русских женщин не могли проявиться, не будь они грамотными. Факты, дошедшие к нам из летописей и литературных источников, говорят о том, что представительницы привилегированного класса древней Руси были по тем временам личностями высокообразованными. Дочери Ярослава Мудрого (Анна, Елизавета, Анастасия), внучки Владимира Мономаха (Анна и Евпраксия Всеволодовны), галицкая княгиня Анна Романова, княгини-черницы Евфросинья Полоцкая и Евфросинья Суздальская, тверская княгиня Ксения Юрьевна - все они предстают перед нами со страниц летописи не просто грамотными, но и высокопросвещенными: они знали по нескольку языков, были обучены азам математики и философии, геометрии и астрономии, риторики и "врачебной хитрости". Внучка Ярослава Мудрого Анна Всеволодовна создала школу для девочек при одном из киевских монастырей - об этом упоминает летопись около 1089 года. А открытие археологами берестяных грамот древнего Новгорода заставило усомниться в правомерности утверждения, что грамотность в древней Руси была уделом исключительно привилегированного сословия. Ремесленницы-новгородки XIII-XIV веков вели бытовые записи, переписку с заказчиками. Сведений об имущественных правах ремесленниц, холопок, жен смердов и других представительниц зависимых слоев Древнерусского государства X-XV веков не так много, но они показывают, что женщины этого класса также имели права собственности на личные вещи и денежные средства (в феодальном обществе после смерти зависимого человека его права на земельный участок переходили к феодалу-вотчиннику). Важно подчеркнуть, однако, что и в средневековье существовало традиционное разделение социальных функций между мужчиной и женщиной,- это касалось всех женщин, независимо от их социального происхождения. Были сферы общественной жизни, в которых приоритет принадлежал мужчинам - войны, политика, но существовали и области чисто женского "господства" - организация экономической жизни дома, семи, воспитания детей, внутрисемейные отношения. "Матриархат в доме был как бы балансом "патриархату" во всех областях общественной жизни вне его. Новгородские берестяные грамоты, рисующие быт городских семей домонгольского и более позднего (до XV века) времени, донесли до нас повседневные заботы женщин того времени. Мы видим среди них простых ремесленниц, занятых выбеливанием сотканного полотна, горожанок, покупающих то "ведерко осетрины", то "маслице деревянное", то ткани, крестьянок, занятых варкою пива из "жита". Женщина из семьи побогаче предстает перед нами в образе центральной фигуры всей хозяйственной жизни дома, а то и всей вотчины, самовластно распоряжающейся слугами и челядью. * * * И тем не менее в истории русского средневековья есть периоды, когда социальная активность женщин привилегированного класса вторгалась в традиционные области мужского "господства". Это X-XIII века, то есть домонгольский период нашей истории, XV- начало XVI века -период образования единого Русского государства. В отечественной истории этого времени встречаются десятки имен женщин, чей дипломатический , просветительский талант, талант управления делами княжества и даже государства снискал себе славу и остался в памяти потомков. Так, из текста одного из древнейших русских договоров с Византией мы узнаем, что послы в Царьград в 944 году были посланы не только от бояр и князей, но и от знатных женщин - Преславы и Сфандры. А через тридцать лет на переговоры с византийским кесарем отправилась с актом миролюбия мудрая княгиня Ольга, глава Киевского государства. Стремясь к укреплению связей Руси с могущественной Византией, она устанавливала родственные связи с царьградским императорским домом и неоднократно "правила" посольства в Византию, вела переговоры с императорм. За 30 лет до официального крещения Руси "мудрейшая из жен" приняла христианство, что в конечном счете способствовало авторитету Русского государства, делающего первые шаги от "варварства" к "цивилизации". На европейской политической арене XI века оставили память о себе дочери Ярослава Мудрого, выданные замуж за иностранных королей, - Анна Ярославовна во Франции и Елизавета Ярославовна в Норвегии, а также дочери других древнерусских князей: Евпраксия Всеволодовна в Германии (XI - начало XII века), Агафья Святославовна в Польше (XIII век). Многие представительницы княжеских родов, например, волынские княгини Ольга и Анна, в XII веке участвовали в переговорах с иноземными послами, пристуствовали при обмене посольствами (например, княгиня "Олго", жена князя Владимира Васильковича, XIII век), ездили с дипломатическими миссиями во главе посольств (Анна Всеволодовна или Янка, конец XI - начало XII века). Она же предстает в летописях советчицей мужа своего князя Святослава Всеволодовича в решении государственных дел, в создании Устава, носящего имя князя.Жена князя Святослава Всеволодовича держала "совет с мужем" (XII век). Многие источники XI-XIII веков упоминают об участии княгинь и боярынь в различных внутриполитических конфликтах. Среди таких "политических" интриганок древней Руси - Улита Кучковна, жена князя Андрея Боголюбского, участница заговора бояр, убивших её мужа. А наложница галицкого князя Ярославва Осмомысла Настаска была обвинена галицкими боярами в ворожбе, якобы повлиявшей на осложнение внутриполитической ситации в княжестве (XII век). Но XI-XIII века дают больше примеров, когда женщины выступали с миротворческими миссиями в межкняжеских усобицах, как, например, княгиня Всеволожская, жена киевского кнаязя Всеволода Ярославовича, призывавшая мужа и братьев "блюсти земли русские", а "брань имети лишь с погаными". В XIII веке встречаются имена женщин, самостоятельно управлявших своими княжествами. Это галицкая княгиня Анна Романова или полоцкие княгини Софья, Евфросинья и жена некоего князя Михаила (имя её до нас не дошло), почти столетие с 1129 года правившие Полоцкой землей. по приказу этих женщин-правительниц были выбиты их личные свинцовые печати - атрибут административной власти. Незабываемы образы русских женщин времен нашествия ордынских полчищ. Евпраксия Рязанская предпочла смерть позору плена у монгольского хана: узнав о смерти мужа, она "ринулась ис превысокого храма и зразилась (т.е. убилась) до смерти". Так же, как и рязанская княгиня, погибла жена черниговского князя Домникея. В огне и дыму пожара окончила свою жизнь великая княгиня Владимирская Агафья со снохами и внуками: они заперлись в одном из владимирских соборов, который захватчики обложили хворостом и подожгли. Самоубийство русских женщин, которые не хотели попасть в руки врагов, было в годы нашествия Батыя двольно частым явлением. Конечно, очень бы хотелось пополнить галерею "деятельных женщин" образами простых крестьянок, горожанок, ремесленниц . К сожалению в большинстве своем они навсегда останутся для нас безымянными хранительницами семейного очага, носительницами нравственных начал в обществе, создательницами произведений устного творчества, приемов вышивки, ткачества и много другого. * * * Положение русской женщины в браке во времена язычества и в раннегосударственный период определялось договорным характером самого брака. летописец, описывая брачные отношения в IX-X веках, сообщает, что будущий муж "ту приводил жену себе, с которой договорился". С принятием Россией христианства брак потерял свой свободный, договорной характер. Он стал оформляться через обряд церковного венчания, а все дела, вытекающие из семейно-брачных отношений, поступили в ведение церкви.Первоначальное вмешательство церкви в дела семьи было по-своему необходимым и прогрессивным: церковные акты запрещали кровнородственные связи, защищали честь древнерусской женщины высокими денежными штрафами, предусматривая наказания даже за моралное её оскорбление - словом, поступком. Но, постепенно в тех же памятниках церковного права и церковной литеоатуры стали проявляться женоненавистнические настроения, которые в XII-XIII веках стали быстро развиваться. Уже в "Уставе князя Ярослава о церковных судах" (XI век) мотивами к разводу считались лишь проступки со стороны жены, а наказание мужу, например, за избиение жены не предусмартивалось. В XII-XIII веках в церковных сборниках появляются особые "Слова" о "женах добрых" и "женах злых", аскетические проповеди "О воздержании", поучения Иоанна Златоуста, в которых даже женская красота объявляется греховной, "дьявольским орудием" для улавливания человеческих душ, а сама женщина называется "средоточием греха". В "Словах о женах добрых" рисовался образ идеальной жены - "тихой, смиренной, безмолвной", во всем покорной и согласной с мужеми при этом, конечно же, работящей. Напротив, "злой (плохой) женой объявлялась всякая "дерзновенная, глаголящая",перечащая мужу, хулящая все мироустройство,не боящаяся бога, не чтущая священников. Реакционный характер женофобских сочинений и проповедей церковников к XIV-XV векам усилился, вместе с ними в общественном сознании средневековых людей закрепилось представление о "неполноценности" женщины. Это принижало значение женщины в семье, закрепляло её неполноправиек. Между тем в условиях натурального хозяйства роль женщины в сфере "домашней экономики" - покупок, продаж,приготовления пищи, заготовки впрок, домашнего ткачества - была огромной, это, как уже говорилось, была сфера её господства. Да и внутрисемейные отношения между мужем и женой, родителями и детьми, были в реальности далеки от церковных идеалов. В то время, как духовные наставники рекомендовали "женам власти не давать", женщины в иных семьях сами "володели мужьями", в других же хранили "лад и береженье" в отношениях детей и мужа. Полноправное положение женщины в древнерусской семье X-XV веков объяснялось экономической самостоятельностью женщины в бракек, наличием имущественных и собственнических прав. Так продолжалось до царствования Ивана Грозного. В середине же XVI века указы Ивана IV? направленные на ограничение прав и привилегий вотчинников в пользу служилого сословия (помещиков), задели и правовое положение женщин, в первую очередь - княжеского-боярского сословия. По указам 1551, 1562 и 1672 годов вдовы и дочери вотчинников лишались прав на земельныеугодья. Развитие поместного землевладения, когда земли получались как дар за "службу верную", исключало саму возможность женщине получить земельную собственность. Такое сокращение прав собственности русских женщин повлекло за собой изменения к худшему и в семейном положении женщин всех сословий. В середине XVI века поп Сильвестр - автор знаменитого "Домостроя" _ сформулировал "право" мужа на главенствующее место в семье, право его власти над женой и детьми: " уча и наказуя, и рассуждая, раны налагати...Бия по телу душу избавляеша от смерти..." Поговорка "Коли муж бьет - значит любит", возникшая позднее, была порождена именно жестокими церковно-домостроевскими рекомендациями, в которых безгласная покорность жены мужу рассматривалась как основное условие крепости семейного очага. Если до середины XVI века знатные женщины еще могли пользоваться сравнительно широкими правами и даже играть заметную роль в политических событиях, то с появлением "Домостроя" они оказались отрезанными от них, запертыми в четырех стенах своих домов, поставленными в подчиненное и зависимое положение. Свидетельства путешественников конца XVI- XVII веков пестрят описаниями "теремной жизни" русских княгинь и боярынь, не имевших теперь права съездить в гости, посетить церковь, даже просто выйти из дома без мужа. Домашнее затворничество женщин стало в конце XVI - начале XVII веков отличительной чертой домашнего быта российской феодальной знати и именитого купечества. Лишь женщины из трудовых семей- крестьянки, горожанки - не могли быть затворницами. Здесь отношение к женщине прежде всего было основано на нравственно-трудовых идеалах, ан фактическом признании важной ролди самостоятельности женщины в решении большинства семейных дел, а также в труде на поле, в мастерской, где она работала вместе с мужем, а зачастую и одна. по статье к.ист.н Н, Пушкаревой из журнала "Наука и Жизнь"

Ответов - 1

Мери: Позже отсканирую картинки, выложу.



полная версия страницы