Форум » Оружие » Ножны мечей. Конструкция, материал, спсобы ношения и украшения. » Ответить

Ножны мечей. Конструкция, материал, спсобы ношения и украшения.

Хорт: Ножны мечей. Конструкция, материал, способы ношения и украшения. Попробую в этой теме собрать информацию по находкам ножен, их конструкции и аксессуаров к ним. Так же рассмотрим вопросы их устройства и самостоятельного изготовления.

Ответов - 7

Хорт: Ножны меча из Гданьска. Andjey Nadolsky. Реферат: Федор Спасов. В 1953 г., во время археологических раскопок раннесредневекового поселения городского типа в пределах г.Гданьска, в слое датируемом серединой 11в. были найдены отлично сохранившиеся ножны меча. Значение этой находки велико по той причине, что подобные артефакты редки и встречаются обычно в виде плохо сохранившихся остатков\следов на клинках мечей. Ножны были опубликованы в 1955г. в журнале "Wiadomosci Archeologizne.22." видным польским оружиеведом Анджеем Надольским. Ниже приводится реферат этой публикации с некоторыми дополнениями переводчика. Рисунок ножен из Гданьска. На момент этого открытия (август 1953г.) находки целых ножен отсутствовали, не только на территории польских земель, но и во всей Европе. Единственным источником по конструкции раннесредневековых ножен являлись находки наконечников ножен или остатки дерева и ткани на самих клинках. Вместе с тем автор подчеркивает, что находки наконечников ножен на польских территориях редки и скорее всего большинство ножен таковых вообще не имела. Поэтому понятно, какое значение имела эта находка. Согласно стратиграфии этот предмет находился в 11 осадочном уровне, который характеризуется слабой застройкой и отчетливо видными наслоениями угля. Ножны найдены в месте(выше по уровню), где позднее пролегала дорога. Далее автор рассматривает слои, из которых состояла оболочка ножен: "Снаружи доски оклеены тканью, которая сохранилась в остаточном состоянии". По всей видимости ткань плохо сохранилась и покрывает основу ножен лишь местами, это и затруднило точно определить тип ткани: "...ткань из материалов растительного происхождения либо лен, либо конопля, анализ не дал однозначного ответа. Плотность основы и уточной нити состоит из 7\7 нитей на 1см". На фотографиях не видно остатков ткани, но по такой плотности можно предположить, что этот материал напоминает современную грубую бортовку. Только после промежуточного тканевого слоя, ножны обтянуты кожаной оболочкой (Рис. слева). Она сделана из единого куска конской кожи и сшита с оборотной стороны простым выворотным швом. Шов проходит от устья до конца ножен и смещен влево относительно центра. Подобное расположение шва подтверждается изобразительными источниками на данный период. Автор публикации пишет: "вначале ножны были сшиты с изнаночной стороны, затем вывернуты и в мокром состоянии натянуты на основу ножен". Практика подсказывает, что подобным образом можно сшить края кожи и с лицевой стороны в мокром состоянии. После высыхания кожа сама ровно натянется по основе. Иначе сшит самый кончик ножен. Он прошит обычным обметочным швом через край. По нерегулярности отверстий автор делает вывод о том, что край мог быть сшит плоской бронзовой проволокой. Примеры подобного сшивания кожаных предметов известны А.Надольскому на территории гданьского поселения. К сожалению, он не уточняет что это за предметы. Самой нити, ни на продольном шве, ни на конце ножен не зафиксировано. Можно констатировать полное отсутствие следов крепления и ношения бронзового наконечника, равно как и следов и кожаной полосы, которой мог обматываться кончик ножен. Сконструированные таким образом ножны благодаря деревянной основе были жесткими, а благодаря кожаной оболочке предохраняли клинок от влаги. Ткань выполняла связующую роль. Схематический вид ножен в разрезе. Автор публикации считает, что доски основы не соединялись вместе, лезвие клинка выходило непосредственно на ткань, и именно так реконструирует ножны в своей публикации (См. последний рисунок в настоящей работе). Выше было высказано предположение, что изначально ножны имели линзовидную форму и лишь с течением длительного хранения в земле приобрели плоскую форму. Первоначальные размеры ножен был следующими: длина 780 мм., ширина основания 65мм., ширина у наконечника 35мм., толщина 10-15мм. Этим размерам мог соответствовать обычный среднестатистический клинок «каролингского» типа. В верхней части ножен на обеих сторонах в коже сделаны парные надрезы, с наружней стороны эти надрезы имеют длину 20мм, а с внутренней они несколько короче - 15мм. Автор придерживается мнения, что надрезы служили для подвешивания ножен к портупее. Вариант реконструкции такого способа может быть следующим. В прорези вставлялся кожаный ремень, который сшивался в петлю, затем в эту петлю продевалось металлическое кольцо, за которое привешивалось к плечевой, либо поясной портупее. Автор указывает на сильную изношенность внешней стороны кожаной оболочки, кожа протерта до слоя мездры. Эта изношенность не может быть следствием плохой сохранности в земле. По всей видимости, до такого состояния артефакт был доведен владельцем меча, после демонтажа портупеи они были попросту выброшены. Износ внешней стороны может косвенно говорить о способе ношения оружия - под кольчугой. Изобразительные источники 11в. (ковер Байо, несколько романских капителей из Франции) демонстрируют воинов в длинных кольчугах, с торчащими рукоятками мечей из прорези в доспехе на уровне пояса. Такой способ ношения наиболее приемлем для всадника, т.к. избавляет его от лишних ударов ножнами по крупу лошади при галопе или рыси. Именно при таком ношении оружия и страдает в первую очередь внешняя сторона ножен. Если рассматривать этот вопрос более широко, то можно обратить пристальное внимание на полное отсутствие каких либо поясов или портупейных ремней у воинов, одетых в кольчужный доспех на изобразительных материалах европейского региона в рассматриваемый период. Защищали ли себя всадники тем самым от угрозы стаскивания с лошади или имели какую либо другую причину, на эту задачу может ответить лишь более глубокое исследование этого вопроса. Поднимая вопрос о месте изготовления артефакта, автор придерживается версии местного производства. Археологические исследования на территории средневекового Гданьска несомненным образом подтверждает высокий уровень обработки дерева, кожи и ткани, т.е. того сырья, из которого сделаны ножны. Подводя итог можно сказать о единой для всего региона схеме изготовления ножен, с некоторыми местными отличиями. Ножны из Гданьска представляют собой упрощенный, местный вариант этой схемы - отсутствуют следы наконечника или кожаной обмотки, нет внутреннего мехового слоя выходящего на клинок, нет следов тиснения или аппликации, нехитрая форма портупейной подвески. Известные на данный момент целые или частично сохранившиеся ножны из гавани Хедебю, острова Мен, Бирки, найденных в наиболее известных скандинавских военно-торговых центрах, имеют все или почти все из выше перечисленных элементов декора. Находка из Гданьска показывает, что бронзовый наконечник не является обязательным атрибутом ножен, скорее всего отражал влияния моды, вкусы владельца, или его статус. Исходя из предположения о повседневном ношении меча военным сословием, а в Скандинавии мечом владел каждый свободный крестьянин, ножны меча менялись по мере износа, находка из Гданьска подтверждает это.

Хорт: Способы ношения ножен

Хорт: Ещё по поводу способов крепления ножен к поясу

Хорт: Ещё по поводу крепления.

Хорт: Обшивки ножен 10-11го века из Йорка. Датировка-стратиграфическая, материал - кожа, толщиной 1-1.5 мм

Хорт: Ткань на ножнах на мече из Скара (о-в Мэн)

Хорт: Наконечник ножен меча. Находки на новгородском городище. Журнал "Родина" № 6 "Город новый - город старый" 2007 , с. 29.



полная версия страницы