Форум » Костюм » Костюм. Статьи. Общие вопросы. » Ответить

Костюм. Статьи. Общие вопросы.

Хорт: Сюда скину статьи на тему костюма эпохи викингов. Вот отличная статья, охватывает многие элементы костюма. Кратко и о многом без лишнего словоблудия. http://rpg.moldnet.md/text/vikings_wear/vik_wear.htm#_8.%D0%A0%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B.

Ответов - 22

Хорт: Одежда славян IX-XIII вв. Пособие по реконструкции. http://www.naslediepredkov.ru/rekon/slavyanskaya_odegda/slavyanskaya_odegda.html

Хорт: Одежда славян IX-XIII вв. Пособие по реконструкции. Отличное пособие с иллюстрациями и выкройками. http://www.naslediepredkov.ru/rekon/stl/dresslav.html

Хорт: Швы http://www.naslediepredkov.ru/rekon/shv/shv.html

Хорт: Вот неплохая статья. Автор затронула основные вопросы не сильно вдаваясь в подробности. Вполне приятна для прочтения. Валентина Мизандронцева - "Мужской костюм эпохи викингов" Итак, специально для тех кто собирается на фестиваль по викингам. Мое твердое убеждение - мало сшить хороший реконс костюм, нужно еще и уметь рассказать что и откуда, причем рассказать внятно, ненавязчиво кидаясь источниками. Опираться предлагаю на шведский музей в Бирке и на работу Инги Хегг по находкам из музея Хедебю (Die Textilfunde aus der Siedlung und aus den Grabern von Haithabu), там было найдено достаточно, чтобы составить общую картину как выглядели суровые скандинавские мужики эпохи викингов. (Кстати, лирическое отступление, кто мало ли вдруг будет в Стокгольме - пятая красная ветка метро, станция Гамластан, поднимаетесь наверх, и прямо слева будет терминал парома, который довозит жаждущих в Бирку и обратно, там поят-кормят, цена билета была 100 евро, сейчас не знаю. Кто съездит - с вас фотки!!!) Ткань Лен (по сравнению с шерстью обладает прекрасными абсорбирующими свойствами) - для нижней одежды. Шерсть - для верхней одежды и плащей (производное - сукно, иногда тонкое, иногда толстое, а для плащей любили использовать сукно "с начесом"). Шелк (очень дорогой, из-за чего не каждый мог себе его позволить) - парадная богатая одежда, окрашивалась дорогими красителями. Cвидетельств использования хлопка в могилах викингов не найдено. Многие ткани эпохи викингов изготовлялись из шерстяных нитей с саржевым переплетением. Часто нить или ткань целиком окрашивались в яркие цвета. С заменой вертикального ткацкого станка на горизонтальный (около X в.) ткани стали плотнее и толще. Поэтому многие предметы костюма, в особенности богатого, были сделаны из качественной, мягкой и яркой ткани. Цвета Стойкие (более яркие и дорогие). Однако, несмотря на это ткани ярких расцветок все же следует подбирать осторожно для костюма, отдавая предпочтение "натуральным" цветам. Непостоянные (не были очень уж ярки, но дешевы). Во время стирки часть красителя уходила вместе с водой. Из-за чего цвет получался блеклым. Так же выцветал на солнце. Самые яркие красители были и наиболее дорогими. К этой же категории относится густо черный и ослепительно белый. Наиболее дорогие цвета - красный, синий. Были обычны: земные оттенки коричневого, розовый (красный краситель, но в малой дозе), желтоватый, бледно-синий (аналогично), кирпично-красный и некоторые оттенки зеленого. Низшие классы использовали большое количество серых и коричневых оттенков. Неокрашенная белая шерсть использовалась для носков. Только беднейшие классы использовали неокрашенную шерсть для рубах и брюк, так как не могли позволить себе купить краситель. Швы Должны быть маленькими и четкими. Некоторые мастерицы настолько совершенно владели иглой, что даже современная машинная строчка не идет ни в какое сравнение по качеству.Внутренние стежки, так как их все равно не особо видно для убыстрения процесса пошива одежды можно прострочить на швейной машинке, а вот подогнуть края лучше всего вручную. Образцы швов тут - http://heatherrosejones.com/archaeologicalsewing/wool.html Нижняя рубаха Материал - лен. Очень грамотная статья о том как шить рубаху дана здесь http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=-femt А это выкройки рубах из Хедебю - http://tforum.info//forum/uploads/post-4581-1172267643.jpg Наличие небольших фибул и пуговиц на костяках косвенно подтверждают наличие некого разреза спереди, который они застегивали. Верхняя рубаха Материал - шерсть, лен. Покрой рубахи абсолютно идентичен покрою нижней рубахи, с тем лишь различием, что вырез спереди обязателен, а рукава и подол короче, ровно настолько, чтоб было хорошо видно нижнюю рубаху (показатель состоятельности). Обычно - 3-4 см. Штаны Материал - лен, шерсть. Хедебю. Выкройка штанов, простая и понятная - http://tforum.info//forum/uploads/post-4274-1170961010.jpg Сами штаны (музей Хедебю). Вопрос о полосатости штанов у викингов очень спорный. На изобразительных источниках (рунические камни из Готланда) присутствуют изображения штанов с полосками, но есть мнение, что это не полосы на штанах, а изображение плиссировки. То есть штаны у викингов были просторные (шаровары), а не полосатые. Но!... Берем литературу - древние скандинавские сказания и читаем: Сага о Ньяле Действие саги происходит с 960 (приблизительно) по 1015 гг. Сага записана в конце XIII века. Приводится по изданию: Исландские саги. М., 1956. С.478 На тебе должен быть плащ, а под ним шерстяная одежда в коричневых полосах. С.641 Сыновья Ньяля смеялись над ним, потому что он был в коричневом плаще с полосами… С.647 На нем (Скарпхедин) был синий кюртиль, и полосатые синие штаны, а на ногах высокие черные сапоги. Пояс у него был серебряный, а в руках он держал секиру, которой он убил Траина и которую он называл Риммугюг («Великанша битвы»), и небольшой щит. Голова у него была повязана шелковой лентой, украшенной золотом, а волосы зачесаны за уши. Вобщем вопрос о полосатости штанов остается открытым, я думаю - главное чтобы костюмчик сидел... Хир ю гоу... Ботинки http://www.vikingsonline.org.uk/resources/authenticity/basic kit/basickit15.html#frontseam Просто отличнейший ресурс по ботинкам викингов. Шовчик, которым прошивались данные ботиночки называется выворотным. Подробнее об этом шве здесь http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=-seams Обмотки Wickelbander (обмотки). Peter Beatson. При раскопках раннесредневековых поселений по всей территории Европы (рис.1) среди остатков текстиля можно выделить шерстяные ленты примечательной формы. Ленты, как правило, имеют ширину 75 – 100 мм (рис.2), и были преднамеренно сотканы такой ширины, а не вырезаны из куска ткани. Об этом позволяет судить наличие кромок с каждой стороны ленты. У ленты (S-26) из Хедебю одна из кромок усилена швом, однако скорее всего этот шов появился в ходе повторного использования, вероятно в качестве заплаты на одежде. В большинстве случаев ленты имеют узор «в елочку», часто ткань очень высокого качества. Эти куски материи интерпретируются как правило как обмотки для голени (Немецкий: Wickelbander, английский: Puttees), которые можно часто увидеть на иллюстрациях в манускриптах того времени. Крючки для крепления обмоток. Пара крючков была найдена под коленными чашечками мужского скелета в погребении Bj903 в Бирке. На обороте крючков имелись остатки шерстяной ткани саржевого переплетения (Обмотки?). Крюки были застегнуты на маленькие железные кольца, к которым приржавела льняная ткань полотняного переплетения (остатки штанов?). Похожие крючки в виде масок или птиц известны и в материалах других раскопок (11b). Наиболее популярными цветами были синий и красно- фиолетовый. Какой длины они должны быть? Только три образца эпохи викингов имеют длину более 1 метра – Элизенхоф E-479 - длинной 124 см; Хедебю Н-55С – 118см и Хедебю Н-43 – 102 см. Головной убор Из головных уборов эпохи свирепых скандинавов мы в наличии имеем худ и шапочку (пользуемся все той же книжечкой Инги Хегг). Худ - http://www.personal.utulsa.edu/~marc-carlson/cloth/herjol76. html Шапка - основой для реконструкции шапки-шестиклинки, послужила находка в Бирке ( датируется 958 г). Отделана шапка была тесьмой (по нескольким находкам из разных мест можно сделать вывод,. что мех, как отделка для шапок у викингов был не в моде). Фотку нормальную не смогла найти, но в принципе тут все понятно - http://foto.rambler.ru/users/nadya7575/1/ (все говно, смотрим только первую фотку - это она самая и есть). Плащ Мужские погребения Бирки содержали плащи, которые были либо на покойном, либо лежали рядом с ним. В большинстве своем это были толстые синие плащи, заколотые на плече или на бедре. В некоторых погребениях плащи находились рядом с погребенным. Из пяти мужских погребений, убедительно датированных IX столетием, все фибулы располагались на плече. Несколько плащей X века застегивались на бедре, иные же располагалиись поблизости от погребенных. Плащик имел вид полусолнца (надеюсь не нужно объяснять как это). Найденные плащи были сшиты из нескольких кусков. Объяснение этому простое - текстильная промышленность того времени не позволяла такть ткани шире 40-50 см. Вот и мучились бедные. Есть еще вопрос о полосатости плащей. Опять же можно почитать сагу о Ньяле, которого все глумили за полосатую одежду (в том числе и плащ), но можно и не читать...

Хорт: Вот ещё отличная статья с иллюстрациями. Скандинавский костюм IX века http://flana.ru/materials/st-01/st-01.shtml

Хорт: Ирландский костюм IX века http://flana.ru/materials/st-02/st-01.shtml

Димыч: По поводу покраски верхней одежды из домоткани.Как я понял,НЕкрашеную верхнюю одежду носили трэли и прочая беднота,коими мы не являемся.Следовательно,шмотье надо будет покрасить.Внимание,вопрос.Чем,как и что красить-готовое изделие,или ткань перед пошивом?

Сигват Ормстунг: Покрас - это отдельная песня. С ненормативной лексикой.

Димыч: Даже так?Что ж,будет интересно ознакомиться с познаниями Василия в аутентичной ненормативной лексике!)))

Хорт: Лучше конечно красить саму ткань. Тогда будем меньше пятен, в метах швов не бедет перепада цветов аля джинсовый шов и т.д. Но зная ваши интелектуальные способности, я могу предположить что вы в любом случае наебётесь расчитывая необходимую ткань и пакрасите ткани намного меньше или намного больше чем надо. По этому удобнее конечно красить целую вещь. И вообще что и именно ты красить решил? Исподнее? С головой дружим или деньги и время девать некуда? Яйца себе покрась! А потом уже будешь красить верхнюю одежду. P.S.: Не трогай исподнее!

Стрекоза: Здравствуйте. А можно узнать, нет ли статей про женскую одежду?А то как-то мало попадается...

Хорт: Ну я пока копал в основном по мужскому костюму. Женский пока в планах. Думаю уже в скорм времени будем пополнять наш архив материалами по женским комплексам.

Хорт: Изобразительные источники. Европа 11 век. http://pics.livejournal.com/jillwheezul/gallery/000286t6?page=1

Мери: Еще один взгляд на проблему одежды, достоин изучения. Одежда Древней Руси Древнерусский костюм как ансамбль, состоявший из шитой одежды, головного убора и обуви, в научной литературе пока освещен недостаточно. Степень изученности его частей различна. До недавнего времени, чтобы реконструировать одежду, исследователи обращались к фрескам, миниатюрам и памятникам письменности, полагаясь на них как на основной источник (Арциховский А.В., 1945. С. 34; 1948. С. 234-262; 1969. С. 277-296; Левашова В.П., 1966. С. 112-119). Такой подход обусловила фрагментарность деталей одежды, их плохая сохранность в памятниках археологии. Однако ее исследователи неоднократно высказывали мнение, что костюм, представленный на памятниках искусства Древней Руси, очень условен, подчинен иконописному шаблону и несет очень мало информации о действительно бытовавшей на Руси одежде. При этом они отмечали, что для исчерпывающего ее изучения необходимо привлекать данные археологии (АрциховскийА.В., 1948а. С. 362; 1969. С. 192). Еще в прошлом веке специалисты в области быта и истории Руси уделяли особое внимание терминологии древних одежд. Некоторые формы одежды они сравнивали с костюмом более древних эпох и с народными одеждами XIX в. Был разработан сравнительный метод, благодаря которому стали возможными широкие этнокультурные сопоставления (Оленин А.Н., 1832. С. 31; Забелин И., 1843. № 25, С. 319-323; № 26. С. 327-333; № 27. С. 341-344; 1862 и 1869; Прохоров В.А., 1875; 1881). В 1877 г. вышел в свет альбом, иллюстрирующий древнерусские одежды, в котором подведен итог знаниям, собранным всей плеядой ученых и художников XIX в. (Стрекалов С., 1877). Такой подход к изучению древнерусской одежды был обусловлен уровнем археологических знаний. Как известно, раскопки в области славянской археологии широко развернулись только во второй половине XIX в. Они впервые дали массовый курганный инвентарь Х-ХII вв. со значительными фрагментами одежды. Однако отсутствие методов реставрации и консервации приводили к большим трудностям при работе с мягкими частями одежды. Археологическая же документация страдала одним общим недостатком: конструктивная связанность деталей одежд в погребении отражалась в отчетах не графически, а словесно. Отсутствие чертежей не давало должных представлений о форме деталей костюма. Исследователи понимали, что материалы из раскопок позволяют полнее и точнее представить быт славян, в том числе их одежду, нежели отрывочные данные решенных источников, поэтому последние они использовали лишь как вспомогательный материал (Прохоров В.А., 1881. С. 37). К концу XIX в. отечественная наука располагала значительным количеством кладов, описанных знатоком русского и византийского искусства Н.П. Кондаковым (Кондаков Н.П., 1896. Т. 1). Обладая необыкновенной эрудицией, он ввел в научный оборот максимум сравнительного материала как для украшений, известных по кладам, так и для одежд, известных по фрескам (Кондаков Н.П., 1888) и миниатюрам (Кондаков Н.П., 1906). Н.П. Кондаков большинство форм головных уборов и одежд послемонгольского периода отнес к эпохе Древней Руси, полагая, что они были заимствованы из Византии (Там же. С. 87). Он не придавал решающего значения возможности существования конвергентных форм одежды, под влиянием которых и перерабатывались новые пришлые формы. Помимо происхождения определенных категорий вещей, Н.П. Кондакова интересовали их назначение, конструкция и особенности ношения. В отличие от историков-искусствоведов XIX - начала XX в., занимавшихся изучением древнерусских одежд преимущественно высших слоев общества, археологи уже в конце века заинтересовались культурой широких слоев населения. Первое место в осмыслении курганного материала принадлежит А.А. Спицыну, выделившему для разных славянских племен характерные для них наборы вещей и височные кольца, квалифицированные как этнический признак (Спицын А.А., 1899. С. 301-340; 1895. С. 177-188). Уже в XIX в. в научной литературе было высказано предположение, что в славянском костюме XIX в. сохранялся покрой древнейших одежд (Головацкий Я.Ф., 1868. С. 4, 5). Одним из первых трудов по этнографии, в котором широко использованы данные археологии для истории одежды, можно считать книгу Ф. Волкова "Украинский народ в его прошлом и настоящем" (Волков Ф., 1916). Помимо археологического материала, автор включил в исследование летописные термины, показав наличие аналогичных названий и форм одежды в древности и в XIX в. После 1917 г. взгляд на крестьянское искусство коренным образом изменился, В.С. Воронов высказал идею, что крестьянское искусство содержит в себе "ряды последовательных наслоений", идущих со времен языческой поры (Воронов В.С., 1924. С. 30). Б.А. Куфтин, развив

Димыч: Перечитываю товарища Арциховского(1956 г.). http://rusarch.ru/artsihovsky2.htm И пишет он такую интересную вещь-"...можно утверждать,что КАЖДЫЙ мужчина и КАЖДАЯ женщина в Новгороде носили при себе гребень...В 10-11 вв.гребнями были длинные односторонние расчески."То есть,следуя этому утверждению,настоятельно рекомендуется в элементы своего костюма ввести и историчную расческу?

Димыч: И тогда сразу возникает вопрос.Насколько я помню,есть находки чехлов для гребней трапециевидной и прямоугольной формы.А как носились на поясе подобные гребни?

Хорт: Глянуть бы на эти самые односторонние гребни. Они костяные наверно. В основном в новгородских слоях двухсторонныие гребни встречаются.

Mellon: http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=24714 может, тут чаво есть)

Димыч: А вот книга на английскорм, рекомендованная Годи, про гребни. http://www.york.ac.uk/media/archaeology/documents/staff/staffpersonalfiles/steveashby/Ashby%20Comb%20Typology%202010.doc.pdf

Доброга: Ребят,не подскажет ли кто по верхней одежде? Интересует зимняя одежда,в чём ходили в морозы? Нашел информацию по Гульбищу типа теплого кафтана,но там общий вид и расположение застежек. Хочется на Новгород найти))

Хорт: Да нет ничего определенного. Даже на то что могла быть какая то распашная одежда и то только косвенные источники. Так в плане версии может быть рубаха их шерстяной плотной домоткани, подбитая мехом к примеру. Ну или стандартная версия о многослойности одежды + шерстяной плащ)))))

Bjoern: Статья о цвете одежд Эпохи Викингов. Про Русь нет, но мысли интересные, советую, особенно неофитам. http://norse.ru/culture/common/color.html



полная версия страницы