Форум » Костюм » Головные уборы (обновленная статья) » Ответить

Головные уборы (обновленная статья)

Berezdon: Обновляю вот эту статью по головным уборам нашего регион и добавляю информацию которую мы собрали в последнее время. Если у викингов с шапками всё в порядке, так как у них есть и Хедебюшный тюрбан и колпаки с Готландских камней и т.п., то нам с этим вопросом немного сложнее. Да и появляются какие либо внятные источники на рубеже 11-12 века. И так что мы имеем из головных уборов на Новгород? 1. Резное кнутовище 11-12 в. Прорисовка с программы конференции "Новгород и Новгородская земля" 26-28 января 2010 г. Это крайне интересный для нас источник по многим вопросам. Во первых на предположительно Охотнике, изображённом на этом кнутовище мы видим шапку напоминающую по форме уже привычные нам вязаные шапочки. С учётом большого распространения вязанного текстиля в раннем средневековье, а так же обилия Новгородских находок, мы можем предположить что и изображённая на кнутовище шапочка могла быть связана игольной вязкой из шерстяных нитей. В общем очень даже живая версия получается. Если ещё присмотреться к данному изображения, то внимание наше притягивает нижняя часть одежды данного охотника, полого которой развиваются снизу. Но так же это схематическое изображение может являть и изображением широких штанов (шаровар). В итоге на данной картинке мы видим Охотника в привычной нам шапке, а так же в распашной одежде (кафтане) или шароварах. В общем крайне полезное кнутовище для нас оказалось.))))) 2. Рисунок на каменном грузиле рубежа 11-12 вв. Вторым источником является рисунок на каменном грузиле. На нём мы видим так же интересный головной убор. В принципе и тут мы можем предположить, что данная шапка могла быть свзанна из шерстяных нитей. Но в данном случае просматривается подворот краёв, что несколько уводит нас от предыдущей версии. В данном случае шапка больше похожа на головные уборы из Изборника Святослава 11 века. (о ним мы поговорим позже). 3. Войлочная шапка 12 в. Из экспозиции ГИМа. Ну и нельзя забывать про войлочную шапку из ГИМА. Думаю все её помнят, те кто ходили с нами в ГИМ. Шапочка тоже крайне интересная, только не совсем понятно цельно-валяная она или сшитая из нескольких кусков. Опять же её можно использовать в качестве источника для реконструкции шапок с Изборника Святослава 11 века. (На данный момент есть информация что шапка цельно-валяная – доб. Спиирн Максим) В принципе подобные шапки достаточно часто встречаются во многих регионах. Если рассматривать их составную конструкцию, то вспоминается интересное высказывание Godi. "В "Российской археологии" № 1 за 2005 г. опубликован идол из Гнездово. Так вот на нем некий головной убор, сделанный из 8 частей. Автор статьи, В.В. Мурашева, предполагает, что это шлем. Но еще там приведены близкие находки "карманных божков" с территории Скандинавии и не только. Если повнимательней посмотреть на картинки, можно вполне что-то вынести для себя в плане конструкции головного убора и его завершения, особенно если допустить, что это вполне может быть и шапкой, по-моему. " Godi Значит существование 6-8 клинных, в том числе и войлочных шапок вполне можно оправдать. Но если верить Мурашевой и рассматривать ту восьми-клинную конструкцию как шлем, то мы получим так же интересный источник на использование 8-частных шлемов типа Казазово. Вот ещё на ТФ есть интересные обсуждения войлочных шапок. http://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=13629&hl=%D0%A8%D0%B0%D0%BF%D0%BA%D0%B0+%D0%B8%D0%B7+%D0%A5%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D1%8E 4. Изображение высоких колпаков с миниатюры из Изборника Святослава 11в. Достаточно интересной конструкции эти шапки. Вспомним же описанное выше изображение на грузиле 11 века. Очень уж похожи по конструкции эти шапочки. Вот кстати пример реконструкции подобной тапки от Януша с форума ОДЮР. Так же данная миниатюра является отличным источником на реконструкцию плаща. 5. Так же есть неплохой материал по шапкам в сагах . Выдержки из саг. Сага о Гисли "На Торкеле русская меховая шапка и серый плащ, скрепленный у плеча золотою пряжкой..." Сага о Ньяле "Конунг подарил ему одежду со своего плеча, расшитые золотом рукавицы, повязку на лоб с золотой тесьмой и меховую шапку из Гардарики." Вот ещё есть интересные темы по обсуждению шапок на ТФ Советую почитать данные дискуссии. http://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=12842&hl=%D0%A8%D0%B0%D0%BF%D0%BA%D0%B0+%D0%B8%D0%B7+%D0%91%D0%B8%D1%80%D0%BA%D0%B8 http://www.tforum.info/forum/index.php?sho...%BF%D0%BA%D0%B0 http://www.tforum.info/forum/index.php?sho...%BF%D0%BA%D0%B0 http://www.tforum.info/forum/index.php?sho...%BF%D0%BA%D0%B0 В общем я попытался собрать и проанализировать максимально близкий к нашему региону материал. В других регионах так же имеется большое количество интересных источников. Так что дополняйте если у вас есть какая либо ещё информация особенно по другим регионам. Хорт Добавление материалов и обновление материалов. 6) Берестяная грамота №138. 13век. Грамота N 138 обнаружена в одиннадцатом строительном ярусе, в слое XIII века. Это хорошо сохранившийся документ. Он гласит: "Се азо, рабо бжи Селивьстро, напсахъ рукописание. У Лунька полтина. У Захарьи полтина. У Алюевиць полтина. У Кузьмиць у Онисимова 2 грвне. У Смена у Яколя двои чепи въ 2 рубля с хтмъ, брони во 2 серебра. У Кюрика у Тюлпина семьдесято грвнъ. У Бориска полутора рубля. У Петряица бумажнико и корова поруцьная. У Селиле 10 грвнъ. У Слинька шапка въ 13 грвне. У Иваниса Япкыто, у Федореца 2 грвне. У Селекуевица 3 грвне. У Григорьи у Роготина 2 рубля... грвне". Перед нами запись новгородского ростовщика. В 1209 г., по словам летописи, во время восстания новгородцы захватили так называемые доски посадника Дмитра Мирошкинича с записями. По мнению историков, это были записи должников. На основании пока не изданных исследований В. Л. Янина можно считать, что в XIII в. в Новгороде рубль составлял 15 гривен кун, или 2 гривны серебра. Полтина всегда составляла половину рубля и равнялась тогда гривне серебра. В грамоте N 138, повидимому, перечислены гривны кун, тем более, что в последней фразе оторвана только одна цифра. Долг Григория Роготина - 2 рубля и какое-то количество гривен. Максимальный долг (70 гривен) в 35 раз больше минимального (2 гривны). Буква "о" в конце слов вместо "ъ" в берестяных грамотах обычна (азо, рабо, Селивьстро, бумажнико). Слово "гривна" здесь всюду написано под титлом, причем выпадала лишь буква "и". Под титлом стоит слово "хтмъ", которое надо читать "хрестомъ". Семен Яколь (то есть Яковлевич, такая форма этого отчества в Новгороде известна) был должен Сильвестру две цепи с крестом. Эти ювелирные изделия оценены здесь в 2 рубля. По тому времени это равняется двум фунтам серебра. Повидимому, цепи были золотые. Тот же Семен Яковлевич заложил брони. Трудно сказать, о каком боевом доспехе идет речь, о кольчужном или пластинчатом, но то и другое имело тогда довольно значительную ценность. Слова "2 серебра" означают, вероятно, тоже 2 рубля. Цепи и брони были, очевидно, приобретены Семеном у Сильвестра в кредит. Слово "бумажник" упоминается часто в русских текстах XVII века. Судя по картотеке словаря древнерусского языка Института языкознания стр. 67 Академии наук СССР, оно означало обычно тюфяк, набитый ватой. В этом значении оно отмечено однажды для XV в. (в словосочетании "бумажник да одеяло"). В XIII в. употребление слова "бумажник" в таком же значении также возможно. Хлопчатобумажные материалы, в частности вата, стоили тогда дорого. В грамоте слово "бумажник" названо наряду со словом "корова" и впереди него. Корова была "поруцьная", то есть поручная. Слово "поручное" встречается в княжеских договорах XIV-XV вв. в сочетаниях типа "суженое, заемное, положеное, поручное отдати". Точный смысл этого слова не вполне ясен. Вызывает интерес высокая цена шапки - 13 гривен. Шапка, тоже купленная в кредит, сделана была, вероятно, из ценного меха и снабжена дорогими украшениями. Некоторые сведения о ростовщичестве были и в берестяных грамотах прошлых лет. "Рукописание" Сильвестра дало нам впервые яркие материалы для характеристики новгородского ростовщика. (А. В. АРЦИХОВСКИЙ, РАСКОПКИ 1955 ГОДА В НОВГОРОДЕ / Вопросы истории, № 3, Март 1956, C. 66-74.) Здесь мы с вами видим шапку купленную в кредит, цена которой 13 гривен. Как пишет автор статьи, шапка была сделана из ценного меха и снабжена дорогим украшением. В подтверждение этой теории можно провести сравнительный анализ цен того времени, из которого мы узнаем, что цена выкупа к примеру в то время составляла 12 гривен. Грамота N 155 обнаружена в восемнадцатом строительном ярусе, в слое XII века. Это письмо, сохранившееся в отрывках: "От Полоцька къ... пояле девъку у Домаслава. На мне ти Дом... аве възяле 12 грвне. А приели 12 грвне. Или не прислеши, а мне ти стати ... зя и у влдке. А больши ти протеря гоши...". Глагол "поять" в древнерусских текстах многократно употреблен в значении жениться на ком-нибудь. Содержание письма такое. Адресат или человек, ему подчиненный, женился на девке, принадлежавшей Домаславу. Домаслав, не имея возможности взыскать деньги с адресата (вероятно, из-за его отсутствия), взыскал стоимость девки с автора письма, как-то, значит, связанного с адресатом. Это было, повидимому, и ее выкупом на волю. Вызывает интерес сумма выкупа - 12 гривен. Для сравнения можно напомнить, что шапка в грамоте N 138 стоила 13 гривен. Автор письма требует, чтобы адресат прислал ему эти 12 гривен, и угрожает в противном случае стать на суд у князя (это слово восстанавливается правдоподобно) и у владыки. Дальше идет речь о том, что адресат может тогда потерять больше. Есть искушение в последней строчке вместо "го" прочесть иотованное "е", что похоже по форме и придает ясный смысл. Но должных оснований для этого нет. (А. В. АРЦИХОВСКИЙ, РАСКОПКИ 1955 ГОДА В НОВГОРОДЕ / Вопросы истории, № 3, Март 1956, C. 66-74.) Значит данная шапка действительно была богато украшена. Это можно использовать как косвенный источник в подтверждении возможности иметь такую шапку человеку, у которого есть средства для её покупки. Принято мнение что данный вид шапок могли носить только князи, но и тенденции моды тоже не стояли на месте, в то время как Князи носили богатые головные уборы, символизирующие их власть и статусность, менее богатые слои населения тоже могли позволить себе такие шапки в более простом их исполнении, так же используя к примеру только мех, как украшение. 7) статья Одяг О. Брайчевская Составной частью мужского и женского костюма был головной убор. В письменных источниках есть два срока для его обозначения - "клобук" и "шапка". Головные уборы князей и бояр названы в летописях клобуками. Клобук как светский головной убор упоминается в древнейшем списке "Сказание о Борисе и Глебе" 37. На родительском месте в клобуке сидел Ярослав Владимирович Галицкий во время встречи с Петром Бориславича, послом киевского князя Изяслава Мстиславича 38. 37 Абрамович Д. Жития св. мучеников Бориса и Глеба и службы им. - Санкт-Петербург, 1916, с. 56. 38 ПСРЛ. - Т. 2, стб. 464. Изучение находок головных уборов и их изображений на монетах, печатях, фресках, иконах и миниатюрах, изделиях мелкой пластики позволяет утверждать, что разные названия головных уборов обусловлены как различиями в их конструкции, материалов, из которых их изготавливали, так и социальным статусом владельца . Клобук, судя по изображениям на фресках и миниатюрах, представлял собой меховую шапку с высоким наголовки, нижняя часть которого обшивалась мехом. Наголовок мог быть сшит из цепких золототканых шелковых тканей, иногда разного цвета. Такие головные уборы изображены на головах князей Бориса и Глеба на древнерусских иконах. Наголовок клобуков мог быть сшит как из трех-четырех, так и с шести-восьми частей. Остатки обгоревшего княжеского клобука с наголовки с шелковой ткани найдены в насыпи известного княжеского кургана Черная Могила. Меховые клобуки в виде остатков истлевшего меха толщиной 4 см обнаружены в курганах у с. Минины Киевской области. Известны также меховые мужские шапки с наушниками. На золотых и серебряных монетах князя Владимира и на отдельных княжеских печатях княжеские шапки украшены жемчужными подвесками-перпендуламы, которые были обязательным украшением корон византийских императоров. Появление изображения этого украшения, символизирующая императорскую власть, связано не с существованием такой регалии в действительности, а с символическим декларированием своего равенства с византийскими императорами. Существенные данные о головных уборах представителей дружинно-феодальной знати дало изучение изделий мелкой пластики - глиняных игрушек, изображающих конных воинов-дружинников. Фрагменты таких изделий найдены в составе речевых комплексов из раскопок древнего Киева, Вышгорода, Воиню, Галича 39. Все найденные игрушечные всадники имеют головной убор с высоким наголовки и опушкой по нижнему краю в виде рельефного валика. Наголовки, судя по изображениям, сшитые из четырех частей. Места швов обозначены или рельефными валиками или прочерченными линиями. Богатые феодалы и дружинники шили шапки с дорогих материалов: меха соболей, куниц, шелка. Последнее подтверждается свидетельством арабского автора X в. Ибн Фадлана, который писал, что на голову мертвому "русую" одели "шапку с парчи, соболью". Мужские головные уборы горожан и крестьян названы в новгородских берестяных грамотах шапками, их конструкция и материал, из которого они изготовлены, известные за редкими находками самых шапок и их изображениях на керамических игрушках. Они шились из войлока. Такую целую шапку найдено во время раскопок древнего Брест 40. Она имела коническую форму, ее нижний край с широким отворотом плотно прилегал к наголовки. Шапки также плели из шерсти, о чем свидетельствует сообщение Киево-Печерского патерика. 39 Брайчевсъка А. А. Изделия мелкой пластики, монеты и актовые печати как источник для изучения мужских головных уборов древнерусского времени // Древности Южной Руси. Материалы историко-археологического семинара "Чернигов и его округа в IX-XIII вв.". Чернигов, 15 мая 1990 - Чернигов, 1993, с. 112-117, рис. 2. 40 Лысенко П. Ф. Берестье. - Минск, 1985, с. 374. Данную статью тоже можно использовать как косвенный источник на то, что представители дружинно-феодальной знати носили аналогичные головные уборы как и у князья, но в отличии от Княжеских головных уборов они не символизировали императорскую власть , так как не были украшены жемчужными подвесками-перпендуламы, которые были обязательным украшением корон византийских императоров. В данном случае шапка Князя символизировала равенство с византийским императором, поэтому все изображения её в более простом варианте на иконах фресках и других изо источниках не отображают её истинного облика, так как символ Княжеской власти и равенства с Византией не мог быть не украшен камнями и золотой вышивкой. 8) Обращаясь к изо источникам следует взять во внимание, что При изучении головных уборов надо учитывать, что древние изображения не могут дать сколько-нибудь исчерпывающих сведений, так как иерархические представления того времени заставляли художников изображать мужчин по большей части без головных уборов, в особенности если на рисунке был и князь, которого обязательно рисовали в шапке (.Арциховский, 1944, с. 28). Исключение делалось для некоторых церковных иерархов, которые изображены в клобуках (Рабинович М.Г. Древнерусская одежда 9-13 вв) Поэтому мы с вами скорее всего ничего не сможем узнать из изо источников о том, что же в то время носили представители дружинно-феодальной знати Новгорода, так как все изображения на которых есть и Князь и его приближение будет подвержено иерархических представлением того времени и шапка будет только на Князе. 9) Арциховский А. В. Одежда Впрочем, из миниатюр нельзя извлечь много данных об одежде, она там вообще очень условна и подчиняется шаблону, установившемуся в иконописи. Для головных уборов такого шаблона не было, а вообще он мог нарушаться даже в иконах, но только при исключительных сюжетах. Некоторые шапки представляли значительную ценность. В новгородской берестяной грамоте № 138 (вторая половина XIII в.) среди имуществ, заложенных у ростовщика, названа шапка, оцененная в 13 гривен (См. А. В. Арциховский и В. И. Борковский. Новгородские грамоты на бересте (израскопок 1955 г.), стр. 13-14.). Это очень дорого (фунт серебра стоил тогда 30 гривен, или немногим больше двух рублей). В берестяной грамоте № 155 девка (невеста, выкупленная свободным женихом из рабства на волю) оценена в 12 гривен. Шапка была, вероятно, сделана из дорогого меха и снабжена дорогими украшениями. Владельцем ее был некий Слинько, богатый горожанин. Арциховский проводит исследование миниатюр икон и фресок, оговаривая, что из них нельзя извлечь много данных об одежде, так как она там очень условна и подчиняется шаблону, установившемуся в иконописи. Т. е. эти изображения дают нам представление о внешнем виде шапки, о её крое и устройстве, о тенденциях моды того времени. 10) Саги (Старое и добавление нового) Выдержки из саг Сага о Гисли древнеисландский текст, ред. Guðni Jónsson Þorkell hafði girzkan hatt á höfði ok feld grán ok gulldálk um öxl, en sverð í hendi. исландский текст Þorkell hafði gerskan hatt á höfði og feld gráan og gulldálk um öxl en sverð í hendi. Перевод На Торкеле русская меховая шапка и серый плащ, скрепленный у плеча золотою пряжкой, а в руке меч. Сага о Ньяле исландский текст Gunnar gaf konungi langskip gott og marga dýrgripi aðra er hann hafði fengið í hernaði. Konungur gaf honum tignarklæði sín og glófa gullfjallaða og skarband, og gullhnútar á, og hatt gerskan. Перевод Гуннар подарил конунгу хороший боевой корабль и много другого добра, а конунг подарил ему одежду со своего плеча, расшитые золотом рукавицы, повязку на лоб с золотой тесьмой и меховую шапку из Гардарики. Сага о людях из Лососьей долины Древне исландский Og einn dag er Höskuldur gekk að skemmta sér með nokkura menn sá hann tjald eitt skrautlegt fjarri öðrum búðunum. Höskuldur gekk þangað og í tjaldið og sat þar maður fyrir í guðvefjarklæðum og hafði gerskan hatt á höfði. Перевод Однажды, когда Хёскульд вышел развлечься с некоторыми людьми, он увидел великолепный шатер в стороне от других палаток. Хёскульд вошел в шатер и увидел, что перед ним сидит человек в одеянии из великолепной ткани и с русской шапкой на голове. Древне исландский Geirmundur var fáskiptinn hversdagla, óþýður við flesta. En hann var svo búinn jafnan að hann hafði skarlatskyrtil rauðan og gráfeld ystan og bjarnskinnshúfu á höfði, sverð í hendi. Перевод Гейрмунд чаше всего не обращал ни на кого никакого внимания, был со всеми недружелюбен. Он всегда был одет в пурпурное одеяние, и сверху на нем был серый меховой плащ, на голове — шапка из медвежьего меха, а в руке — меч. В данных сагах где-то говориться о русской шапке, что не даёт нам описание данной русской шапки, а так же существует мнение что в данном случае слово gerskan переводиться как греческая. Так же в данных сагах говориться о меховой шапке из Гардарики и о шапке из медвежьего меха, что более конкретизирует их и даёт нам уже конкретное представление о внешнем виде шапки. Принимая во внимание всё написанное выше, можно сказать, что гардариканская (греческая\gerskan) шапка, являлась статусной, отличительной вещью на фресках, иконах и миниатюрах, на которых не отображалась реальная ситуация по использованию её среди представителей дружинно-феодальной знати. Следя за тенденциями моды и подражая лицам обладающих достаточным богатством и социальным статусом, представители менее богатых слоёв населения могли использовать данные шапки в более простом их исполнении в отличии от "верхушки" и ближайших членов княжеских семей, на которых такая шапка была богато украшена, мехом, вышивкой и символизировала неоспоримую монархическую власть, связанную не с существованием такой регалии в действительности, а с символическим декларированием своего равенства с византийскими императорами. Основываясь на этих выводах мы с вами можем использовать в своих комплексах богатых дружинников, старших дружинников а так же в комплексах зажиточных ремесленников эти шапки, в более простом их варианте, а именно украшенные дорогим мехом.

Ответов - 0



полная версия страницы